Для каких целей применяют лицевую отделку мебели?

Форма мебели и ее отделка

Удобство, надежность, эстетичность и другие качества мебели зависят от ее формы. На формообразование влияют функциональное назначение предмета, его конструктивные особенности, технология изготовления, материал. Конечный облик и эстетическое выражение предмета мебели обусловливаются использованием средств объёмно-пространственного построения ритма, цвета, контрастных и нюансных отношений, масштабности, единства и соподчинения отдельных частей целому и т. д.

При разработке мебели применяются три основных вида формы: объемная, плоскостная и линейная. Примером линейной формы является линия, плоскости – квадрат, объема – куб. С формой тесно связана массивность предмета: максимальная масса – у объемных, минимальная – у линейных форм.

На строение формы влияет фактурность поверхности материала, т. е. величина и характер ее неровностей. Фактурность проявляется в результате отделочных операций, производимых на элементах мебели. У предельно фактурного предмета (зеркальный тип поверхности) световой поток отражается очень сильно, а матовые поверхности его рассеивают. Специалисты компании КЛ-Мебель отмечают, что можно в значительной степени влиять на форму предмета, чередуя матовые и зеркальные поверхности.

В современной мебели нередко применяют рельефную поверхность (использование резьбы), но в большинстве случаев разрабатывают плоскостные формообразования элементов. Их состояние зависит от вида отделки и материалов. Вид отделки зависит от назначения предмета, характера влияния среды и т. д. В зависимости от назначения различают защитную, декоративно-защитную и декоративно-художественную отделку.

Если предметы мебели будут подвергаться температурно-влажностному воздействию (в прихожей, ванной, на кухне, балконе), то предохранять их будет защитная отделка. Наиболее распространена декоративно-защитная отделка, которая дает возможность подчеркнуть естественные декоративные свойства материала и тем самым усилить восприятие формы изделия. К ней относятся простое и сложное облицовывание шпоном с нанесением прозрачной пленки, лаков и политур, металлизация (бронзирование, серебрение и т. д.), покрытие участков мебели драпировочными тканями или кожей и т. д. Обычно в одном изделии используются оба вида отделки: на внутренних и нелицевых поверхностях — защитная, на лицевых и рабочих поверхностях — декоративно-защитная.

Декоративно-художественная отделка предусматривает применение таких видов декора, как рельефный (резьба, гравирование), орнаментальный (выжигание, роспись), наборный (инкрустация металлом), маркетри (мозаика из дерева), накладной (накладки и вставки из металла, кости, рога, стекла, фарфора, перламутра и т. д.). Декоративно-художественная отделка занимает особое место, так как для ее выполнения необходимо обладать навыками в одной из техник декоративно-прикладного искусства: резьбе, мозаике по дереву, инкрустации и т. д.

Композиция в предметах мебели

Одним из решающих факторов формообразования предметов мебели является целостность формы, которая достигается применением художественных средств композиции. Среди многообразия приемов композиции можно выделить отношения и пропорции. В современной мебели большинство формообразований выражаются через геометрические построения (например, в виде прямоугольников, в которых отдельные элементы формы можно свести к отношениям их сторон).

Большое распространение при пропорционировании сторон получил метод «золотого сечения». В основе его лежит деление прямой на две части, при котором больший отрезок так относится к меньшему, как их сумма к большему: (а / b) = (а + b)/а. Графическое построение прямоугольника показано на рис. 1.

В начале и в конце заданной длины отрезка АВ устанавливают перпендикуляры АО и ВС. Затем радиусом, равным АВ/2, из точки А на перпендикуляре АВ делают засечку (точка Е). Эту точку соединяют с точкой В. Из точки Е радиусом ЕА на прямой, соединяющей точки Е и В, делают засечку (точка Е). Отрезок ВЕ является искомой стороной прямоугольника. Радиусом, равным длине отрезка ЕЕ, пересекают перпендикуляр ВС. Из точки пересечения проводят прямую, параллельную АВ. Полученный четырехугольник и будет искомым.

Рис.1 Построение прямоугольника (а) и овала (б) по методу “золотого сечения”

При разработке предметов мебели часто приходится вычерчивать овалы. Это могут быть крышки журнальных столиков, рамы для зеркал и картин, спинки стульев, створки мебели, декорированные виньеточными овальными рамками, и т. д. Для вычерчивания овала (эллипса) необходимо знать его ширину и длину. Графическое построение выполняют в следующем порядке (рис. 1, б). Проводят две взаимно перпендикулярные линии АВ (длина) и СО (ширина). Точка пересечения этих линий О делит их на отрезки ОА – ОВ и ОС = ОВ, равные половинам расстояний по ширине и длине. Из точки С засекают дугу ЕР радиусом ОВ. В точках Е, Р и С устанавливают по тонкому и острому предмету (иглу, гвоздь и др.) и между ними натягивают крепкий и нерастягивающийся канатик. В точке С острый предмет заменяют карандашом (ручкой). Двигаясь по кривой, карандаш последовательно соединит точки С, К, А, В и В и вычертит овал точно по заданным длине и ширине.

Гармоничное единство и целостность форме придает ритм, т. е. закономерное повторение отдельных элементов и интервалов между ними. Ощущение ритма возникает при троекратном повторении какой-либо части или элемента. В композиции предмета ритм является средством художественного выражения. При декоративной отделке мебели для большей выразительности ритмических построений используют цвет, фактуру и текстуру древесины. Применяя ритм, можно подчеркнуть динамичность или статичность замысла, выявить центр композиции и т. д.

Разрабатывая предмет мебели, специалисты компании КЛ-Мебель выявляют в конструкции главный и подчиненные элементы по их размерам, по простоте или сложности формы, по положению элемента относительно оси симметрии и т. д. Например, главным элементом встроенного шкафа является его карниз, так как он декорирован сильнее, чем любой другой элемент (рис. 2); у стола — крышка, так как ее размеры больше, чем других элементов, и т. д.

В случае применения симметрии, главный элемент находится в центре, а соподчиненные зеркально повторяют друг друга. В мебельных композициях задача осей симметрии состоит прежде всего в повышении зрительного равновесия и устойчивости предмета. При нечетном количестве вертикальных осей акцентируется центр и предмет композиционно становится более цельным, а при четном возникает необходимость введения объединяющих деталей (общее обрамление, карниз и др.) (рис. 3).

Рис.2 Главный элемент композиции встроенного шкафа

Кроме этих средств, для композиционной выразительности в предметах мебели применяют тождество элементов, нюанс и контраст. Наиболее употребляемым приемом является контраст, который достигается сопоставлением противоположных характеристик – округлого и острого, блестящего и матового, темного и светлого и т п.

Выбор степени контраста зависит от чувства меры и художественного чутья мастера. Если, например, сильный контраст можно использовать на крышке шкатулки, то на крышке стола в гостиной он должен быть мягче, чтобы не вносить дисгармонию в спокойный, сбалансированный интерьер.

Одной из особенностей композиции предметов является соответствие декорировки утилитарной функции мебели.

Рис.3 Выявление композиционного центра текстурным шпоном

Украшение и отделка предметов мебели должны быть оправданны; при этом необходимо чувство меры, иначе композиция изделия нарушится. Не рекомендуется, например, врезать в каповый наплыв бестекстурные породы, а применив каповый наплыв в облицовке, выполнять матовую отделку – в этом случае нужна только отделка полированием.

На стадии размерообразования необходимо определить масштабность изделия. Это достигается приведением в соответствие антропометрических данных человека и размеров изделия.

Технология изготовления мебели

Технологичность изготовления мебели определяется рациональным выполнением конструкции в соответствии с ее формой, минимальным объемом работ по механической обработке заготовок домашним ручным и электрифицированным инструментом, использованием минимума необходимых инструментов, правильным выбором режимов и способов склеивания и столярной вязки в узлы. Правильно выбранное сопряжение обеспечит прочность соединения или взаимную подвижность узлов конструкции.

  • Различают разъемные и неразъемные соединения. К разъемным относятся соединения при помощи металлических скрепляющих деталей — гвоздей, шурупов, скоб, колец, гаек, винтов, штифтов и др.
  • Конструктивно мебель состоит из линейных, плоскостных и объемных элементов. Наиболее часто при разработке мебели используются плоскостные элементы — например, щиты, представляющие собой клеевые конструкции, выполненные из реек и брусков (линейные элементы).
  • Щиты из массива склеивают в основном из древесины хвойных пород, применяя неразъемные соединения на гладкую фугу, в шпунт и гребень, на рейку, на вставной пиит. Такие щиты применяют для деталей со значительной шириной: крышек столов, рамочных конструкций откидных спальных мест, створок дверей встроенной мебели.
  • Изготовляя щит, необходимо использовать материал одной породы и при этом выдерживать однотолщинность брусков и реек, равновесность конструкции относительно оси, а также одинаковую толщину облицовки из шпона. При склеивании брусков в единое полотно или оклеивании щитовой конструкции шпоном направление волокон древесины должно быть перпендикулярным.
  • Щитовые конструкции служат в основном для образования объемных форм – корпусных изделий. Для этого щиты соединяют различными способами, изготовляя разборные и неразборные конструкции. Примером подвижного соединения является шарнирное навешивание дверок. Откидные доски навешивают с помощью кронштейнов, а также прямых, угловых, рояльных и пятниковых петель.
  • При сопряжении створок мебели притворы выполняют в большинстве случаев заподлицо. Для фиксации створок используют защелки, остановы, врезные, накладные, шпингалетные замки и другую фурнитуру.
  • Иногда в мебельных конструкциях устраивают раздвижные дверки. Они могут быть из стекла (для книжных полок), клееной фанеры (для секций навесных шкафов) и легких столярных щитов (для раздвижных секций разборных пространственных конструкций мебели). Для раздвижных дверок применяют пластмассовые, металлические и деревянные направляющие.
  • В некоторых случаях удобны дверки в виде штор (рис. 4). Они представляют собой ряд одинаковых по профилю реек, наклеенных на плотную ткань либо связанных тонким, гибким стальным канатиком или проволокой. При этом рейки перемещаются в специальном фигурном пазу по обоим бокам емкости-хранилища.
  • В отдельных случаях возможно применение откидных дверок (во встроенной мебели, при организации рабочего места и т. д.).
  • Для выдвижных ящиков мебели используют бруски различных конструкций, которые являются одновременно опорой и направляющими.

Полки устанавливают в конструкциях на постоянной или переменной высоте, применяя для этого планки и полкодержатели. Задние стенки мебели изготовляют из тонкой клееной фанеры или ДВП особой прочности. Для крепления применяют шурупы или накладки из тонких планок.

Рис.4 Применение шторных дверок в мебели: 1 – каркас; 2 – паз; 3 – профильные рейки; 4 – ткань.

Рис.5 Применение унифицированных элементов при разработке мебели из плоскостных элементов.

  • Обычно мебель устанавливают на подставки-возвышения (подиумы). Это диктуется необходимостью уборки помещения, удобством открывания и закрывания дверок и т. д.
  • Конструкция мебели, как отмечают специалисты компании КЛ-Мебель, должна быть продумана так, чтобы исключались любые неудобства, связанные с эксплуатацией изделия. В ней не должно быть второстепенных деталей и узлов. Вся конструкция должна быть простой, каждое усложнение — оправданным, ведь технологичность мебели определяется простотой формы, ограничением числа поверхностей, на которых будет выдерживаться точность и чистота механической обработки и отделки, выбором декора с учетом функциональности и необходимых эстетических качеств мебели.
  • При разработке конструкции и выборе материалов необходимо стремиться к унификации, т. е. в одном и том же изделии или в комплекте изделий применять однородные детали и узлы. Унификация тесно связана с модульностью современных конструкций мебели (рис. 6, 7).
Будет полезно:  Как делать табуретки из дерева?

Рис.6 Перегородка-стеллаж для общей комнаты (отдельно показан модульный элемент секции)

Рис.7 Мебельная стенка, в которой модулем служит длина секции

Это особенно важно при организации цельного интерьера в квартире, в котором размеры отдельных элементов мебели кратны условно выбранной единице измерения – модулю (на рис. 7 он условно обозначен а). В области архитектуры и строительства в свое время был установлен модуль, равный 100 мм.

  • Как заказать мебель
  • Встроенная мебель
  • Мебель для библиотек
  • Мебель для общественных библиотек и читальных залов
  • Все о комодах
  • Все о шкафах купе на заказ
  • Стулья и кресла в мебели для спальни
  • Мебель из стекла
  • Кованая мебель на заказ
  • Мебель по индивидуальному заказу
  • В чем польза шкафа-купе?
  • Рекомендации по покупке шкафа-купе на заказ
  • Внутреннее наполнение шкафа-купе
  • Материалы, применяемые при изготовлении шкафов-купе
  • История маркетри
  • Форма мебели и ее отделка
  • Столы и кресла для офиса
© 2002-2020 г. Москва. Компания “КЛ-Мебель”.
Все права защищены.
Наш адрес:
Москва, ул. Пришвина, дом 26, ТЦ «Миллион мелочей», 2-й этаж, павильон В3

Телефон:
+7 (495) 151-04-35 – консультации, расчет стоимости мебели

Глава VII. Отделка

§ 27. Виды отделки

Под отделкой мебели понимают ее обработку, улучшающую внешний вид изделий и защищающую их от воздействия окружающей среды. При отделке поверхности покрывают жидкими отделочными материалами, облицовывают пленками и пластиками, украшают резьбой, выжиганием, накладным декором.

В зависимости от применяемых отделочных материалов, техники их нанесения и обработки отделки бывают:

Прозрачная, сохраняющая текстуру древесины;

Непрозрачная, закрывающая текстуру и цвет древесины;

Имитационная, которая воспроизводит на отделываемой поверхности текстуру и цвет древесины;

Прозрачная отделка. На поверхности древесины создают прозрачное покрытие жидкими или пленочными отделочными материалами. Если при этом нужно изменить натуральный цвет древесины, поверхность древесины предварительно обрабатывают красителем.

Простейший вид прозрачного покрытия – тонкий слой прозрачного лака, нанесенного на древесину. При этом древесина впитывает в себя часть лака, а часть лака остается на поверхности в виде прозрачной тонкой пленки. Древесина впитывает лак неравномерно: более рыхлые слои впитывают лака больше, более плотные – меньше. Если после высыхания первого слоя лака нанести второй, он не будет впитываться древесиной или будет впитываться незначительно, так как поверхность древесины будет закреплена (загрунтована) первым слоем. Нанесением двух-трех слоев лака получают отделанную лаком поверхность с открытыми порами (рис. 121, а). Так, например, при ручной отделке создают защитные покрытия древесины нитролаками без применения специальных грунтовок.


Рис. 121. Структура жидких лакокрасочных покрытий: а – прозрачного с открытыми порами, б – прозрачного с закрытыми лаком порами, в – прозрачного с порозаполнением, г – непрозрачного по местной и сплошной шпатлевке, д – имитационное по сплошной шпатлевке; 1 – прозрачное лаковое покрытие, 2 – грунтовка, впитанная древесиной, 3 – порозаполнитель, 4 – непрозрачное лаковое покрытие, 5 – сплошная шпатлевка, 6 – местная шпатлевка, 7 – фоновая краска, 8 – рисунок текстуры

Нанесением большого количества слоев лака и втиранием лака в поры древесины можно получить на поверхности древесины лаковые покрытия с закрытыми порами (рис. 121, б). Например, при ручной отделке нитролаками применяют растирание (разравнивание) лаковой пленки специальными жидкостями. При разравнивании лаковой пленки тампоном, смоченным разравнивающей жидкостью, происходит заполнение пор.

Однако в производстве для уменьшения расхода лака отделываемые поверхности предварительно обрабатывают грунтовками 2, сохраняющими текстуру и цвет древесины. Для грунтовок используют более дешевые, обычно разбавленные, прозрачные лаки, либо специальные грунтовочные составы, приготовленные на растворе пленкообразующего вещества, обладающего высокой адгезией к отделываемой поверхности. Иногда в грунтовочные составы вводят порошки-наполнители для заполнения пор древесины. Грунтовочные составы, содержащие порошки наполнителя, называют порозаполнителями 3. В качестве грунтовки и порозаполнителя при отделке поверхностей спиртовыми лаками применяют также восковые мастики. При отделке спиртовыми шеллачными политурами применяют сухие порозаполнители (порошок пемзы).

Жидкие грунтовки наносят на обрабатываемую поверхность, а порозаполнители и мастики втирают в древесину так, чтобы заполнились поры. При этом пленкообразующие материалы, находящиеся в грунтовках и порозаполнителях, частично впитываются в древесину, частично остаются на ее поверхности в виде тонкой пленки. Сухие порозаполнители заполняют поры древесины в процессе отделки. Структура прозрачного покрытия с порозаполнением приведена на рис. 121, в.

Защитно-декоративные прозрачные покрытия применяют для пород древесины с красивой текстурой. К ним относятся древесина лиственных пород и некоторых хвойных (лиственница, ель). Защитные прозрачные покрытия применяют для отделки не лицевых поверхностей изделий.

Непрозрачная отделка. На поверхности древесины создают непрозрачное одноцветное или рисунчатое покрытие жидкими (эмали, лаки) или пленочными (облицовывание) материалами.

Непрозрачное покрытие может быть получено нанесением на поверхность нескольких слоев непрозрачной эмали. Так же как и при прозрачной отделке, непрозрачными эмалями и лаками можно получить покрытия с открытыми и закрытыми парами, структуры которых аналогичны показанным на рис. 121, а, б.

Для получения блестящего или матового гладкого непрозрачного покрытия выполняют сплошное шпатлевание отделываемых поверхностей после огрунтовывания. Для выравнивания местных глубоких неровностей (сколы, вмятины) применяют местное шпатлевание. После высыхания местной 6 и сплошной 5 шпатлевок поверхность шлифуют и покрывают слоем непрозрачного лака или эмали. Структура непрозрачного одноцветного гладкого покрытия приведена на рис. 121, г. Для получения многоцветного рисунчатого покрытия поверхность покрывают лаками или эмалями нескольких цветов с помощью трафаретов.

Непрозрачные покрытия наносят на поверхность из древесины хвойных и недорогих мягких лиственных пород, древесностружечных и древесноволокнистых плит.

Имитационная отделка. Искусственно воспроизводят на отделываемой поверхности малоценной породы древесины текстуру и цвет ценных пород. В технологическом отношении имитационная отделка отличается от прозрачной и непрозрачной тем, что добавляется операция нанесения текстуры. При имитации, например, светлых лиственных пород (береза, ольха) под цвет и текстуру ореха имитируемую поверхность окрашивают раствором красителя, затем на нее наносят рисунок текстуры ореха. При этом текстура березы закрывается только частично, в местах нанесения текстуры ореха. Затем поверхность огрунтовывают и покрывают прозрачным лаком.

При имитационной отделке по сплошному фоновому покрытию, закрывающему текстуру и цвет древесины, отделываемую поверхность выравнивают фоновой шпатлевкой, окрашенной под цвет имитируемой породы, затем наносят многоцветный рисунок текстуры и покрывают поверхность прозрачным лаком. Структура такой отделки показана на рис. 121, д.

Специальная художественная отделка включает рельефный, накладной, орнаментальный и наборный декор, отделку металлами.

Рельефный декор выполняют, обрабатывая древесину резанием (резьба по дереву) и тиснением.

Резьба по дереву – один из наиболее древних способов художественной отделки мебели. По характеру выполнения различают плосковыемчатую, или контурную, прорезную, или ажурную, сквозную, рельефную, скульптурную и комбинированную резьбу, в зависимости от сюжета – геометрическую, с орнаментом по животным и растительным мотивам, комбинированную.

Материалом для резьбы служит древесина лиственных пород – липы, ольхи, груши, клена, ореха, дуба. Резьбу выполняют вручную или на станках (контурную и рельефную).

Улучшая внешний вид изделия, резьба не защищает древесину от воздействия внешней среды и требует дополнительного покрытия лаками или металлами.

Мелкий рельефный рисунок может быть получен обработкой поверхности древесины давлением 20-50 кгс/см 2 с помощью гравированного штампа с негативным изображением (тиснение). Для повышения пластичности древесину перед тиснением пропаривают и обрабатывают раствором соляной кислоты. Тиснение выполняют в прессах с обогреваемыми плитами при температуре плит 120-150°С.

Накладной декор в современной мебели ограничивается применением фурнитуры: ручки, ключевины, декоративные изделия из древесины, металла, пластмасс. Цвет и отделка фурнитуры определяется общим композиционным замыслом конструкции, материалом и технологией изготовления.

Металлическую фурнитуру отделывают гальваническим и анодизационным способами, фурнитуру из латуни защищают от окисления прозрачными лаками. Фурнитура из пластмасс имеет цвет и фактуру полимерного материала или металлизированное покрытие. Фурнитуру из древесины отделывают прозрачными лаками.

Изделия накладного декора изготовляют методом отливки из жесткого пенополиуретана. Технологический процесс изготовления таких изделий включает: изготовление формы-матрицы по деревянным моделям, отливку и отделку изделий.

Для изготовления формы-матрицы деревянную модель будущего изделия в специальном приспособлении заливают силиконовым каучуком, позволяющим копировать сложные формы модели и фактуру (поры) древесины. После отверждения каучука деревянную модель вынимают и в полученную гибкую форму-матрицу заливают полиуретановую композицию, выдерживая ее под давлением до отверждения. Отвержденное изделие извлекают из формы-матрицы, окрашивают и покрывают лаком. Изделия из жесткого пенополиуретана прочны, формоустойчивы и легко отделываются. Отливкой изделий из жесткого пеннополиуретана можно довольно точно имитировать резьбу по дереву.

Лицевую фурнитуру крепят клеем, шпильками, винтами, шурупами, вставляют в плоскость изделий. Примеры использования накладного декора в изделиях современной художественной мебели приведены на рис. 122.


Рис. 122. Использование орнамента из жесткого пенополиуретана в современной художественной мебели

Орнаментальный декор. Мебель отделывают выжиганием, расписывают красками, облицовывают пленками на бумажной основе с нанесенным на бумагу рисунком.

Выжигание основано на свойстве древесины при сильном нагреве принимать коричневые цвета. В зависимости от способа выполнения выжигания различают горячее печатание и горячее рисование.

Горячее печатание (пиротипия) осуществляется прессованием нагретыми до 150-170°С металлическими штампами или прокаткой по обрабатываемой поверхности нагретых медных барабанов.

Температуру барабана и его давление на обрабатываемую поверхность регулируют.

Горячее рисование (пирография) выполняют вручную раскаленной иглой по заранее нанесенному карандашом рисунку. После выжигания поверхность покрывают прозрачными лаками.

Роспись красками – один из древнейших способов русской национальной художественной отделки изделий из древесины. В изделиях художественной мебели находит применение так называемая хохломская роспись (рис. 123). Хохломе кую роспись выполняют следующим образом. Поверхность белых неокрашенных заготовок грунтуют, втирая в нее жидкую тонкоизмельченную осажденную глину, и подсушивают. Затем смазывают загрунтованную поверхность льняным маслом, протирают ее, наносят шпатлевку, состоящую из глины и олифы, и просушивают. После этого поверхность четырехкратно покрывают олифой, каждый раз подсушивая ее между покрытиями. Последнее покрытие подсушивают в печи “до отлипа”, по которому наносят слой алюминиевого порошка с последующей росписью масляными красками. После высыхания роспись лакируют и подвергают термообработке в печи, придающей покрытию стойкость к влаге и истиранию. Благодаря термообработке лак становится желтовато-коричневым и серебристый цвет алюминиевого порошка приобретает золотистый блеск.


Рис. 123. Использование хохломской росписи в современной художественной мебели (бар)

В производстве современной художественной мебели большое распространение получило облицовывание пленками на бумажной основе с нанесенным на бумагу рисунком, имитирующим мозаику (рис. 124), или сюжетным.


Рис. 124. Орнаментальный декор (имитация мозаики на синтетической пленке) в современной художественной мебели

Наборный декор включает в себя интарсию, мозаику, инкрустацию, маркетри. В настоящее время для отделки художественной мебели применяют фигурный набор шпона и мозаику по дереву.

Отделка металлами (золочение, серебрение, бронзирование) в настоящее время применяется в основном при реставрационных работах.

При отделке древесины методом золочения и серебрения применяют фольгу из золота или серебра как натурального, так и поддельного. Толщина фольги 0,002-0,005 мм.

Поверхность, подлежащая золочению или серебрению, должна быть твердой и гладкой. Только в этом случае тонкий покров из фольги будет создавать впечатление твердого металла. Для этого поверхность многократно обрабатывают шпатлевкой (левкасом), состоящей из мездрового клея и тонкомолотого порошка мела. После нанесения каждого слоя левкаса поверхность просушивают и шлифуют. Последние слои левкаса шлифуют сукном, так как самые мелкие зерна шкурок оставят следы, которые будут заметны на фольге. Поверх левкаса наносят два-три слоя лака или клея с промежуточной сушкой и шлифованием. Последний слой высушивают “до отлипа” и на него накладывают фольгу. Из современных материалов для приклеивания фольги пригодны масляные лаки, разбавленные олифой с добавлением сиккатива, и желатиновые клеи. Последний перед нанесением фольги смачивают разбавленным спиртом, чтобы придать ему клеящие свойства. Лаки и клеи подкрашивают, чтобы придать покрытиям из золота и серебра различные цветовые оттенки.

При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным со связующим веществом (лаком). Смесь наносят кистью. Другой вид бронзирования – нанесение бронзового сухого порошка на поверхность, покрытую лаком, высушенным “до отлипа”. Для бронзирования обычно применяют масляные и спиртовые лаки. Нельзя пользоваться синтетическими лаками, в которых бронзовый порошок темнеет (нитролаки и др.).

Для отделки мебели применяют также фольгу из анодированного в различные цвета алюминия толщиной 0,1-0,2 мм. Фольгу приклеивают к древесине клеями 88Н, БФ-2 и др.

Для каких целей применяют лицевую отделку мебели?

Для мебели применяют следующие виды отделки: прозрачная (столярная), непрозрачная (малярная), комбинированная, имитационная и специальная. Основными из них являются прозрачная и непрозрачная.

Вид отделки мебели зависит от породы древесины и ценности мебели. Прозрачная отделка характерна для изделий из древесины с красивой текстурой и цветом, непрозрачная — для изделий из древесины хвойных и недорогих лиственных пород и изделий, используемых на открытом воздухе.

Отделка мебели состоит из подготовки поверхности, нанесения покрытия и его облагораживания.

Прозрачные виды отделки — лакирование, располирование, полирование и панелирование.

Перед нанесением лицевого покрытия удаляют ворс и устраняют шероховатости и неровности для лучшего сцепления пленки с древесиной. Поверхность предварительно смачивают 3—5%-ным раствором глютинового клея, после его высыхания ворс поднимается и легко удаляется. Из древесины хвойных пород удаляют смолу. Древесину с пятнами отбеливают, а затем окрашивают, выравнивают грунтованием и порозаполнением. После каждой операции производят сушку. От подготовки поверхности зависит прочность сцепления лаковой пленки и ее эксплуатационные и декоративные свойства.

Лакирование — распространенный вид отделки мебели, состоящий в нанесении на подготовленную поверхность древесины пленки толщиной 60—80 мкм. Пленку наносят в два этапа, между которыми изделие сушат и выдерживают. После первого нанесения производят легкое шлифование. Покрытие не имеет зеркально-гладкой поверхности и высокого блеска. Свойства его (водостойкость, твердость, теплостойкость и другие) зависят от вида лака и способа нанесения. Лучшие покрытия дают нитроцеллюлозные лаки, которые быстро сохнут. Покрытия спиртовых лаков неводостойкие.

Располирование отличается от полирования тем, что после второго нанесения лака покрытие разравнивают пастой и разравнивающей жидкостью РМ/Е для устранения неровностей и обрабатывают полировочной водой. При этом получают покрытие с гладкой и блестящей поверхностью, похожей на полированную, но при меньшей толщине пленки (100—120 мкм) и трудоемкости. Располированная мебель дороже лакированной, но дешевле полированной.

Полирование — трудоемкий и дорогостоящий вид отделки. Мебель имеет ровную, гладкую, с зеркальным блеском поверхность, на которой отчетливо видны текстура древесины, ее оттенки, направление слоев волокон и сердцевинные лучи. Полированием отделывают отдельные детали перед сборкой. Применяют его для отделки мебели из древесины ценных пород.

Для отделки деталей мебели с углублениями и выпуклыми украшениями применяют виниловые пленки. Приклеивают пленку методом глубокой вытяжки или вакуум-формованием. Так отделывают двери корпусной мебели, крышки столов, декоративные элементы и др.

Покрытия на мебели по показателям внешнего вида в зависимости от оптических свойств делят на прозрачные и непрозрачные, на блестящие, глянцевые и матовые.

Основными непрозрачными видами отделки мебели являются отделка лакокрасочными составами, листовыми материалами, пленками. К ним относятся также имитационные виды отделки под текстуру ценных пород древесины: декоративной фанерой, текстурной бумагой, декоративно-слоистыми пластиками, аэрографией, акваграфией, печатью и др. Перед отделкой поверхность мебели подвергают зачистке, грунтованию, шпатлеванию, шлифованию и сушке.

При отделке лакокрасочными составами поверхность мебели покрывают в несколько приемов краской или эмалью толщиной от 40 до 70 мкм без последующего облагораживания и 80—150 мкм с последующим облагораживанием. Толщина покрытия зависит от укрывистости краски или эмали. Высушенное покрытие обрабатывают шлифовально-полировальной пастой для того, чтобы придать ему блеск. Цвет покрытия различен. Для получения хорошего покрытия наносят 3—4 слоя краски. Эмали дают покрытия с хорошим блеском, устойчивые к воде.

С помощью имитационных видов отделки мебели придают красивый внешний вид, высокие эксплуатационные свойства и заменяют ценные породы древесины. Мебель, изготовленную из обычных хвойных и лиственных пород, имитируют под орех, красное дерево, карельскую березу, дуб. бук и другие ценные породы. Этот вид отделки может быть выполнен путем напрессовывания на поверхность древесины других материалов (в том числе шпона) или нанесения непосредственно на поверхность древесины украшений аэрографией, акваграфией, печатью, декалькоманией и др. Мебель с имитационной отделкой по качеству и стоимости приравнивают к мебели из твердых лиственных пород.

Украшения мебели в виде наборного или рельефного декора наносят на поверхность древесины с помощью инкрустации, маркетри, наборного фанерования и др. Инкрустация — рисунок, получаемый врезанием отдельных кусочков древесины (отличающихся по текстуре и цвету от основного фона), металла, перламутра, слоновой кости. Эти кусочки укладывают заподлицо с основным фоном в виде определенного рисунка. Маркетри — украшение, общий фон и рисунок которого выполнены из различных пород древесины, наклеенных на подготовленную поверхность.

Факторы, формирующие качество мебели

Качество мебели зависит от уровня конструкторской разработки, нормативно-технической документации, технологической подготовки, организации производства, размерных, технико-экономических, эстетических показателей, а также от качества сырья и исходных материалов.

В мебельном производстве используют большое количество разнообразных материалов, различных по технологическому назначению и природе. По технологическому назначению различают материалы конструкционные, отделочные, облицовочные, настилочные, обивочные, клеящие, лицевую и крепежную фурнитуру. По природе материалы делят на древесные, полимерные, металлические, текстильные и комбинированные.

В общем перечне всех материалов, используемых в мебельной промышленности, одно из первых мест занимают древесные материалы и их полуфабрикаты (пиломатериалы, древесно-плиточные материалы, клееная фанера и т.д.). Основным сырьем для их получения является древесина.

Древесина подразделяется на хвойные и лиственные породы. В свою очередь лиственные породы делятся на кольцесосудистые и рассеянно-сосудистые. К хвойным породам относятся сосна, лиственница, кедр, тисс, ель, пихта; к лиственным кольцесосудистым — дуб, ясень, карагач, ильм, амурский бархат; к лиственным рассеянно-сосудистым — береза, бук, клен, орех, граб, ива, тополь. Для изготовления мебели также используют экзотические породы древесины, которые ввозят из зарубежных стран с тропическим климатом. Это — красное дерево (разновидности — махагони, макаре, амарант, мовинга), лимонное, полисандр, макассар, черное, розовое, атласное и т.д. Древесина как природный материал, обладает совокупностью физических, химических и биологических свойств, которые в свою очередь обусловливают ее высокую декоративность и пригодность к технологической обработке. К основным физическим свойствам древесины относятся цвет, блеск, текстура, объемная масса, твердость, прочность.

Цвет древесина может иметь различный: от белого (осина, ель, липа) до черного (черное дерево) с различными оттенками.

Блеск придает древесине красивый внешний вид. Наибольшим блеском обладает древесина дуба, бука, клена, карагача, амурского бархата, красного, лимонного и сатинового. Блеск древесины может быть усилен лакированием и полированием.

Основные операции по изготовлению мебели: конструирование мебели, разработка эскизов, макетов, технической документации и создание готового образца мебели; затем подбираются и подготавливаются исходные материалы, производится раскрой, обработка заготовок, соединение деталей и элементов, облицовка поверхности, отделка и сборка изделий.

Лицевая отделка мебели. Отделку применяют для придания мебели соответствующего внешнего вида и защиты ее от воздействия окружающей среды.

Отделка мебели состоит из подготовки поверхности, нанесения покрытия и его облагораживания. Для мебели применяются следующие виды отделки: прозрачная, непрозрачная, комбинированная, специальная.

Прозрачные виды отделки — лакирование, полирование.

Лакирование — распространенный вид отделки мебели. На подготовленную поверхность наносят лаковую пленку; используют смоляные, спиртовые, нитроцеллюлозные, перхлорвиниловые, полиэфирные, полиуретановые и другие лаки.

Полирование — трудоемкий, дорогостоящий вид отделки мебели. Поверхность мебели гладкая, с зеркальным блеском, с отчетливо видной текстурой древесины. Текстура — рисунок древесины на поверхности разреза.

Непрозрачные виды отделки мебели — покрытие мебели лакокрасочными составами, пленками; имитационные отделки под текстуру ценных пород шпоном, текстурной бумагой, декоративно-слоистыми пластиками и др.

Инкрустация — рисунок на мебели; его получают врезанием в основную древесину отдельных кусочков, отличающихся по цвету и текстуре от основного фона, а также перламутра, металла.

Маркетри — украшение, общий фон и рисунок которого выполнены из различных пород древесины; наклеиваются на подготовленную поверхность.

По способу изготовления деревянная мебель бывает столярная, гнутая и плетеная.

Столярную мебель собирают преимущественно из прямолинейных деталей. Детали более сложной формы изготовляют на режущих станках выпиливанием, фрезерованием, точением и т.д. Сборку деталей в узлы осуществляют преимущественно с помощью клея. Ассортимент столярной мебели наиболее разнообразен по форме, конструкции и размерам изделия.

Гнутую мебель собирают полностью или частично из гнутых элементов с помощью металлических крепежных изделий (шурупов, глухарей, болтов с гайками). Она легкая и долговечная, но ассортимент ее невелик — табуреты, стулья, кресла, диваны для сидения, столы, вешалки, подцветочники.

Плетеную мебель изготовляют плетением из веток ивы. Для плетения используют также пластиковые ленты, жилки и трубки. Достоинствами плетеной мебели являются легкость, формоустойчивость и надежность при эксплуатации в условиях повышенной влажности воздуха. Однако способ изготовления не позволяет достаточно разнообразить ассортимент. Плетеной бывает мебель дачная и для балконов: табуреты, стулья, кресла, кресла-качалки, диваны для сидения, столы обеденные и журнальные, подцветочники.

Здесь безусловный лидер – ДСП (древесно-стружечная плита). Однако в последнее время ее «догоняет» MDF (Middle Density Fiberboard, что в переводе с английского означает «среднеплотное волокнистое покрытие»). ДСП и MDF делают примерно по одной технологии, но ДСП – из стружек и мелкой щепы, а MDF – из опилок, измельченных до порошкообразного состояния.

Оба вида древесных плит применяют для изготовления фасадов и каркасов мебели. Причем MDF оказалась отличным материалом для деталей с выгнутыми поверхностями. Лист MDF, на который нанесены глубокие параллельные борозды, становится гибким. Но если его согнуть и, совместив бороздки, склеить с другим таким же листом, конструкция утратит упругость и сохранит нужную форму. Так, например, «работает» новый материал топан (Topan), который выпускает немецкая фирма Glutz.

На мебельное производство ДСП и MDF поступают, как правило, уже покрытые ламинатом или шпоном. Ламинат – защитное и декоративное покрытие, которое представляет собой слой специальной бумаги с рисунком, пропитанный синтетической смолой (чаще всего меламиновой). Ламинированной плите не страшны трение, царапины, пятна, вода, высокая температура, ультрафиолет, бытовая химия. Декоративный слой удачно имитирует цвет и текстуру различных пород дерева, поэтому изделия из ламинированной ДСП или MDF выглядят вполне «натурально». Но все-таки до мебели, фанерованной натуральным шпоном, которую от изделий из массива часто могут отличить только профессионалы, они пока «не дотягивают». А вот по степени защищенности от механических и других внешних воздействий «шпонированные» ДСП и MDF уступают ламинату.

К мебели, изготовляемой из металла, относятся металлические кровати, к мебели с металлическими каркасами — раскладные кровати, стулья, кресла, диваны, столы и др.

Металлические кровати могут быть двойными, полуторными, одинарными и детскими. Двойные, полуторные и одинарные кровати имеют одинаковую длину (1900 мм) и различаются шириной, которая находится в пределах от 700 до 1200 мм; детские — длину от 1000 до 1600 мм и ширину от 550 до 700 мм.

Для каких целей применяют лицевую отделку мебели?

Отделкой древесины называют любую обработку ее поверхности, которая улучшает внешний вид изделий или защищает их от непосредственного влияния внешней среды. Художественной отделкой придают предмету наиболее красивый и выразительный вид. Улучшение внешнего вида изделий достигается также путем различных видов художественной обработки самой древесины: резьбой, тиснением, выжиганием, облицовкой различными декоративными материалами, например набором облицовочной фанеры (инкрустация), текстурной бумагой, полимерными материалами, тканями, фольгой (тонкими листками металла) и т. п.
Для отделки древесины используют грунты, замазки, шпаклевки, краски, эмали, лаки, политуры. Все виды отделки деревянных изделий делят на следующие группы: столярную, малярную и имитационную.
Столярная отделка сохраняет природную текстуру (рисунок) древесины, подчеркивает и усиливает ее. Столярную прозрачную отделку производят восковыми составами, лаками, политурами и сухими смоляными отделочными пленками. В зависимости от применяемого материала виды отделки называют: восковой, лакирование, полирование и панелирование.
Восковую отделку производят в теплом помещении. На подготовленную поверхность наносят слой восковой мастики. Когда поверхность пропитается мастикой, ее растирают щеткой или сукном до блеска, усиливают блеск протиркой бархоткой и закрепляют это невлагостойкое покрытие нанесением одного слоя лака или политуры. Восковую мастику приготовляют путем смешивания расплавленного воска со скипидаром или лаковым керосином (уайт-спиритом). Восковые покрытия придают поверхности крупнопористой древесины ровный глубокий мягкий глянец, который при необходимости нетрудно восстановить протиранием щеткой или суконкой.
Лакирование – на поверхность, подготовленную к прозрачной отделке, наносят несколько слоев (покрытий) лака. В зависимости от состава лака различают лакирование спиртовыми, масляными и нитроцеллюлозными лаками. Спиртовые лаки обычно наносятся 2-3 раза с промежуточной сушкой в течение 2 ч при 18-20°. Нижние слои шлифуют шкуркой № 180. Масляный лак наносят два раза с промежуточной сушкой не менее 8 ч при 18-20°; шлифуют перед последним покрытием. О лаке, используемом при изготовлении наших дверей, читайте в разделе технология изготовления дверей.
Гладкость и блеск лаковых покрытий можно повысить путем нанесения способом полирования одного слоя политуры спиртовой, щелочной или нитроцеллюлозной.
Полирование придает поверхности зеркальную гладкость и блеск. Полирование осуществляют различными способами: столярным, полуполированием, располированием и панелированием. Собственно полированием в деревообработке является только столярное полирование, сущность которого заключается в том, что на тщательно подготовленную поверхность наносят политурный покров, имеющий очень небольшую толщину. Процесс полирования длителен, поэтому его применяют лишь для отделки изделий высшего класса (например, предметов художественного значения, мебели).
Панелирование заключается в том, что на сухую, хорошо отшлифованную поверхность наклеивают с помощью горячего прессования лист смоляной мочевино-меламиновой или фенолоформальдегидной пленки. Такое отделочное покрытие по влагостойкости, теплостойкости и твердости значительно превосходит отделку полированием, но внешний вид панелированной поверхности не имеет той глубины и игры текстуры древесины, которые свойственны столярному полированию.
Малярная отделка – нанесение на поверхность непрозрачных (укрывистых) цветных пленок – красок и эмалей. Данной отделке подвергают изделия, изготовленные из древесины мягких пород или недекоративной по текстуре. Применяют для дверных и оконных блоков, панелей, деревянных лестниц, полов, мебели. В зависимости от условий эксплуатации изделий, условий производства и требований потребителя укрывистую отделку осуществляют клеевыми, эмульсионными, масляными и эмалевыми красками. Нанесение красочных покрытий в мелких производствах и при монтаже делают вручную (кистями), а в массовых и серийных производствах – распылением, окунанием, вальцеванием на станках.
Водными составами клеевых и эмульсионных красок окрашивают изделия, предназначенные для службы в сухих помещениях. Технологический процесс отделки состоит из операций шпаклевания, шлифования, грунтования, отбелки и нанесения колера.
Масляными и эмалевыми красками покрывают поверхности предметов, предназначенных для работы на открытом воздухе или в условиях переменной температуры и влажности. Гладкость и зеркальный блеск придают путем располировки. Технологический процесс окраски масляными красками и эмалями состоит из операций грунтования, шпаклевания и не менее чем двукратной окраски. Необходима промежуточная сушка и шлифование, а иногда и выправка (подмазка) после нанесения первого красочного покрытия.
Имитационная отделка – это искусственное воспроизведение текстуры, несвойственной отделываемой породе. Красивой текстурой обладают дуб, орех, красное дерево и др. Однако запас древесины этих пород небольшой и поэтому ее используют обычно лишь в виде тонкой облицовочной фанеры. Процесс фанерования (оклейки изделий фанерой) трудоемок и значительно удорожает стоимость изделий, поэтому в производстве мебели, а также в строительстве для внутренней отделки взамен фанерованию широко используют различные способы нанесения на поверхность новой текстуры, сходной по их наружному виду с текстурой перечисленных пород.
Облицовка текстурной бумагой. Текстурную бумагу выпускают с рисунками, имитирующими пенные породы дерева. Изготовляют ее на печатных машинах. На поверхность древесины текстурную бумагу приклеивают различными клеями. Процесс оклейки и отделки осуществляется одновременно путем горячей запрессовки текстурной бумаги на каком-либо основании между двумя смоляными пленками (фенолоформальдегидными или мочевино-меламиновые).
Облицовка шпоном и фанерой. Например, межкомнатные двери, производимые компанией «Владимирская фабрика дверей», облицовываются шпоном. Для такого вида облицовки применяют лущеный шпон, клееную и строганную фанеру. Оклейку производят непосредственно по основанию, которым служит щит из обвязок, образующий подрамник. Горячий клей наносят ровным, не очень тонким слоем на подогретую поверхность. Наложенный шпон или фанеру к основанию прижимают струбцинами. Бели оклейку производят несколькими кусками шпона или фанеры, то, прифуговав кромки, их укладывают вплотную друг к другу и склеивают. При оклейке криволинейных поверхностей предварительно подготавливают шаблон соответствующей формы.
Имитация под ценные породы дерева. Поверхность древесины очищают, зачищают, шлифуют и окрашивают масляной краской, которая по цвету подходит к основному фону имитируемого дерева. Когда краска высохнет, на нее накладывают густую краску в цвет жилок и волокон. Затем эту краску гребенками снимают, так чтобы оголить нижний слой краски и получить на поверхности рисунок имитируемой древесины. Другой способ получения рисунка древесины – печатание с резинового валика, имеющего на поверхности выпуклый рисунок жилок. Третий способ – отпечаток наносится с непростроганной доски, т. е. гладко выстроганную доску окрашивают в цвет жилок и сразу же на нее накладывают доску, с которой предполагают сделать отпечаток, при этом краска ляжет на выступающие слои. Полученный отпечаток подправляют от руки.
Аэрография в отделке древесины представляет собой усовершенствованный способ ручной имитации под текстуру ценных пород древесины. Вместо применяемых при ручной разделке различных кистей, гребешков, губок и других инструментов в процессе аэрографии пользуются только распылителем-аэрографом. Раствор красителя струей сжатого воздуха, выходящего через сопло распылителя диаметром 0,4-1,2 мм при давлении 1,5-2,0 ат, подается на обрабатываемую поверхность, причем художественное качество имитации зависит от подбора красок и от умения и навыка исполнителя. Способом аэрографии наиболее удобно имитируется ленточная (орех, красное дерево), пламеобразная и крапчатая (чинар) текстуры.
Акваграфия. Известно, что, растекаясь по поверхности воды, жидкости (масло, нефть), имеющие массу меньше единицы, образуют различные узоры. Добавляя в такие жидкости различные краски, на поверхности воды получают цветные рисунки мрамора, гранита и др. Сущность акваграфии состоит в том, что в ванну с водой наливают различные красящие составы, расплывающиеся в виде неопределенного рисунка. Рисунок обогащают набрызгиванием дополнительных красок. Колебанием ванны на поверхности воды образуются волны, придающие рисунку вид годичных колец древесины. На поверхность накладывают и сразу же снимают изделие, предназначенное к окраске.
Таким способом можно наносить рисунок на бумагу, фанеру, бетон, железо, стекло и другие материалы. Рисунок можно печатать не только на плоскости, но и на любых сложных поверхностях. При печатании рисунка надо обращать внимание на то, чтобы не было защемленного воздуха, так как в этих местах поверхность останется без окраски. После того как вся окрашиваемая поверхность получит соприкосновение с водой, материал вынимают и помещают для сушки, затем поверхность лакируют и полируют. Сходство имитаций акваграфией с натуральной текстурой древесины ценных пород лишь приближенное, что ограничивает применение этого вида имитации.
Морение (крашение) древесины отличается от окраски тем, что оно окрашивает дерево не только поверхностно, но и на глубину (до 0,5 мм). Морилки должны представлять собой цветные жидкости, но не цветные суспензии. Перед морением поверхность циклюют, смачивают для поднятия ворса, шлифуют, высушивают, выдерживая его 3-4 суток в сухом и теплом месте, и лишь потом приступают к морению. Морение осуществляют равномерным смачиванием всей поверхности водными красящими растворами, наносимыми распылением или погружением. Глубокое крашение осуществляют различными способами, например, путем обработки заготовок в автоклаве, в котором создается повышенное давление, в пределах 8-10 ат.
При морении марганцовокислым калием и раствором двухромо-вокислого калия получают коричневый цвет; известковым молоком, сульфамином, уксуснокислым кобальтом – красный; серной кислотой – черный; уксуснокислым железом – синий; уксусной кислотой с добавлением древесноуксусного железа – зеленый; железным купоросом и серной кислотой- оливково-зеленый.
После крашения древесину осторожно шлифуют и после просушки поверхность лощат, т. е. протирают коком волоса, грубым сукном или войлоком.

© 2002-2020 Все права защищены

В зависимости от модели и комплектации двери: фурнитура, замки, внешний вид, могут отличаться по виду от изображенных на сайте. Оттенок цвета реальной двери может отличаться от представленного на сайте в связи с техническими возможностями цветопередачи. Наличие моделей уточняйте у менеджеров Вашего региона.

Ссылка на основную публикацию