Как сделать колесо для телеги из дерева?

Как сделать колесо для телеги из дерева?

Декоративное колесо от телеги своими руками

В наше время существует множество вариантов того как украсить свой дачный участок. Одним из таких вариантов является деревянное колесо от телеги. Этот элемент может внести изюминку и сделать самому ландшафтный дизайн территории особенным. Также этот элемент отлично подходит для стиля «кантри». Сейчас мы поэтапно рассмотрим инструкцию изготовления этого элемента из дерева. Хотя работа требует определенных навыков и наличия специального инструмента, все же если эти два фактора имеются, вы сможете сэкономить свои деньги. Вам придется потратиться только на материал.

Итак, для выполнения этого элемента нам потребуется:

• Электролобзик;
• Электрорубанок или рейсмус;
• Шлифмашина;
• Фреза;
• Шуруповерт;
• Струпцины;
• Стамеска и киянка;
• Клей ПВА, лак, морилка;
• Саморезы;
• Сверла под саморезы, которые будете использовать, а также перьевое сверло 30 мм;
• Линейка, угольник, карандаш, циркуль, кисточка;
• Лес (доска толщиной 50 мм и шириной 25 мм).

Первым этапом работы является изготовления лекала. Необходимо заранее начертить чертеж тех размеров колеса, которые вы планируете сделать. Диаметр, который представлен на рисунке составляет 700 мм. Затем изготавливаются четыре лекала, по которым вырезаются полукруги из древесины. Вырезаются данные полукруги электролобзиком.Когда четыре полукруга готовы, их необходимо склеить между собой. Для этого будет лучше использовать клей ПВА. Эти четыре детали можно временно скрепить металлическим профилем или маяком.

Пока клей подсыхает, в это время можно заняться остальными запчастями колеса.

При помощи циркуля чертятся два одинаковых круга диаметром 20 – 25 мм на деревянной доске толщиной 30 мм и бруске толщиной 50 – 60 мм. Также можно приготовить заготовки под спицы. Длина заготовок зависит от размеров вашего колеса. Всего необходимо 8 заготовок.Когда колесо скрепилось, и клей застыл, с внутренней стороны колеса необходимо сделать 8 гнезд, в которые впоследствии будут вставляться спицы. Эта операция выполняется при помощи киянки и стамески.

Чтобы было проще выдалбливать шип, можно использовать перьевое сверло или фрезу со специальной насадкой для выбирания гнезд. Размер гнезд должен соответствовать размеру спиц. Причем будет лучше, если спицы не будут свободно заходить в гнезда, а наоборот их придется забивать киянкой.Далее необходимо тщательно промазывать гнезда клеем ПВА, и забить в них деревянные спицы.

Когда спицы закреплены, прилаживаем колесо к чертежу, для того чтобы определить точную середину и приклеить два круга с обеих сторон. Чтобы дополнительно скрепить внутренний круг со спицами, можно использовать саморезы. Так как между спицами будут образовываться зазоры, их необходимо заполнить деревянными клинышками, которые можно сделать при помощи стамески или лобзика.Чтобы украсить колесо и придать ему немного ажурного вида, можно использовать фрезу с фигурной насадкой. Для примера можно обратить внимание на иллюстрацию, где внутренний круг обработан фигурной фрезой. Как вариант, то же самое можно сделать и со всеми спицами. В конце при помощи шуруповерта и перьевого сверла 30 мм в середине колеса проделывается сквозное отверстие.

Далее при помощи шлифмашины удаляются все неровности с поверхности древесины. Некоторые места будет сложно обработать шлифмашиной, поэтому придется также использовать и обычную наждачную бумагу вручную. Например, между спицами. Чтобы облегчить этот процесс, то можно заранее использовать электрорубанок, рейсмус и шлифмашину до скрепления деталей, так как шлифовать изделие уже в собранном виде не совсем удобно.

Также можно учесть, что это садовое украшение, и что колесо будет находиться на улице. Поэтому нет необходимости досконально вышлифовывать поверхность и делать изделие идеально гладким. После шлифовки колеса его необходимо вскрыть морилкой. Цвет морилки можно выбирать на свое усмотрение и вкус. Некоторые совсем не использую морилку, так как им нравится цвет натурального дерева, поэтому просто вскрывают лаком. Однако морилка служит не только как краска. Она выполняет и защитную функцию для древесины.

После того, как вы вскрыли колесо морилкой, для придания блеска необходимо обработать изделия лаком. Это необходимо сделать в любом случае, независимо используете вы морилку или нет.Можете не сомневаться что данный элемент, прекрасно сможет украсить ваш приусадебный участок. Эта изюминка сможет внести уют и спокойствие в ландшафтный дизайн любой территории. Особенно красиво деревянное колесо будет сочетаться рядом глиняными горшками с цветами, облокотившись на каменную стену. Это украшение прекрасно сочетается с натуральными природными материалами.

Ещё видео по изготовлению деревянного колеса своими руками:

Деревянное колесо

Нам повезло – настоящее колесо от телеги мы смогли раздобыть. Но одного оказалось мало – колёса удачно вписываются в дизайн дачного участка. Поэтому мы решили попробовать сделать ещё одно деревянное колесо своими руками. Если получится – можно потом и тележку декоративную построить, и люстру оригинальную смастерить.

Итак, посмотрели на старинный экземпляр и принялись за работу.

ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСО СВОИМИ РУКАМИ

Начнём с изготовления ступицы. Это самый сложный элемент изделия. В домашних условиях его сможет сделать только очень опытный мастер. Мы пошли простым путём: взяли деревянный брусок размером 10 на 10 см, длиной 60 см и отправились к токарю. Хорошо, что остались ещё люди, обладающие такой профессией. Из этого бруска нам выточили 6 круглых болванок, похожих на хоккейные шайбы, диаметром 9,5 см, шириной 8 см. Внутри просверлили отверстие диаметром 5 см – ступица готова. Конечно, это именно декоративная ступица – чтобы надеть её на ось, нужно было бы вытачивать специальные выступы. Но такой цели не стояло, деревянное колесо нужно для украшения участка .

На следующем этапе мы сделали чертёж деревянного колеса в натуральную величину. На миллиметровую бумагу перенесли размер ступицы, определили диаметр изделия – 60 см, количество спиц выбрали 8. Нарисовали всё на бумаге и замерили размеры получившихся деталей.

Приступим к изготовлению спиц. На чертеже они получились равными 19 см. Возьмём деревянный брусок размером 5 на 5 см и отрежем от него 8 частей длиной 23 см. По два см с каждой стороны мы оставим на шканты, с помощью которых соединим спицу со ступицей и косяком колеса. Обработаем бруски рубанком, придав им товарный вид.

Теперь сделаем на спицах шканты. С каждой стороны бруска отметим по 2 см и ножовкой сделаем пропилы по 1,5 см. Острым ножом срежем лишнюю древесину и оформим выступы цилиндрической формы диаметром 2 см.

Чтобы придать деревянному колесу хоть какой-нибудь дизайн, обработаем спицы фрезерным станком. Закрепим брусок на табуретке с помощью струбцины и срежем кромки с четырёх сторон.

Следующий шаг – изготовление так называемых косяков деревянного колеса. Согласно чертежу, их у нас будет 8 штук. Возьмем белый лист бумаги и перенесём на него рисунок одного косяка. Это будет шаблон.

Подберём доску толщиной 5 см. Ширины доски должна быть не меньше длины косяка. Приложим лист с рисунком к доске и обведём чертёж карандашом, прикладывая небольшое усилие. Можно воспользоваться копировальной бумагой, но в нашем случае мы обошлись без неё. Убрав листок, обведём контур косяка, отпечатавшийся на доске. Электролобзиком аккуратно выпилим 8 штук и обработаем их шлифовальной машиной.

Будет полезно:  Ламинирование МДФ своими руками

Косяки имеют сложную геометрическую форму, качество их изготовления напрямую влияет на внешний вид деревянного колеса. В идеале все 8 штук должны быть идентичными.

Теперь нужно подготовить косяки к соединению со спицами. Для этого в нижней плоскости изделия в центре пересечения двух диагоналей просверлим отверстие диаметром 2 см и глубиной тоже 2 см.

С помощью транспортира разметим ступицу на 8 равных частей и тоже просверлим 8 отверстий диаметром 2 см.

Дальше проводим примерку деревянного колеса. Вставим спицу в косяк, потом в ступицу и соединим все части между собой. Меняя элементы местами, нужно добиться, чтобы изделие выглядело ровным и все детали подходили друг к другу. На этом этапе проводим окончательную доводку элементов: подтачиваем, подпиливаем, рассверливаем.

Убедившись, что все детали подходят друг к другу, пронумеровываем их, чтобы не перепутать, и начинаем сборку. Соединяем элементы при помощи мебельного клея.

Косяки, чтобы колесо было прочным, закрепляем между собой при помощи мебельных шкантов. Для этого просверливаем в боковых гранях отверстия, вставляем в них шкант и соединяем детали между собой.

Не спеша, собираем деревянное колесо. К сожалению, отсутствие опыта сказалось на сборке – косяки не замкнули окружность, не хватило 2 см. Всё-таки при их выпиливании нужно быть более точным. Пришлось вырезать деревянный клин по размеру, намазать его мебельным клеем и закрепить струбциной на сутки.

Дальше шлифовальной машиной уберём все выпуклости, сделаем колесо от телеги ровным и гладким. Щели можно замазать герметиком по дереву.

Деревянное колесо готово к покраске. Мы своё изделие обработали сначала чёрной морилкой, состарив его, а в завершении покрыли двумя слоями бесцветного лака.

Чтобы колесо со временем не рассохлось, скрепим его жестяной лентой, прикрутив её на саморезы.

Деревянное колесо от телеги готово. Поставим его к декоративному забору . Учитывая совершённые ошибки, со временем можно сделать своими руками ещё несколько штук – место применения для них всегда найдётся. Если статья понравилась, поделитесь ей в соцсетях.

Деревянное колесо своими руками

Цивилизация уже давно проникла и в наши деревни и села, и все реже встретишь на сельских дорогах телегу с деревянными колесами. Но все древнее мастерство изготовления деревянных колес не угасло, и в некоторых случаях такие деревянные изделия пользуются большим спросом. Во-первых, сейчас часто деревянные колеса используются в декоративных целях, а во-вторых, есть еще хозяева, которые отдают предпочтения именно колесам из дерева.
Сейчас чаще к телегам цепляют колеса с шинами – ехать так комфортнее, меньше трясет на ухабах, но для лошади гораздо проще тянуть телегу на деревянных колесах, они легче по ходу и грязь к ним меньше пристает.

Технология изготовления колеса может пригодиться для тачки, телеги или другого устройства с вращающимися элементами конструкции.

Правила изготовления деревянных колес

Ранее деревянные колеса изготавливались согласно ГОСТа, который жестко ограничивал размеры: наружные диаметры колес для одноконных телег должны были иметь диаметр 630 и 720 мм передних колес и 900 задних, а для пароконных повозок передние диаметры были 900 мм, а задние – 1080 мм.

Деревянное колесо, которое чаще всего использовалось для гужевых повозок, состояло из цельногнутого обода или было цельноободным (из единого деревянного бруска). Также встречались собранные из секций (косяковые) колеса и колеса с цельнодеревянными спицами и ступицей. Иногда деревянные колеса укрепляли металлическими поковками.

Процесс изготовления деревянного колеса

Изготовление деревянных колес состоит из следующих этапов: подготовки заготовок, обработки, сборки и оковки колес.

В качестве заготовки для колеса обычно мастера используют кленовую древесину. Раньше дерево рубили, нарезали на чурбаки по 30 сантиметров и больше (до двух метров), а потом заготовки сохли до нужной кондиции. Далее их кололи топорами на косяки или пилили двуручной пилой.

Гнутье обода деревянного колеса

Заготовки распаривали и изгибали на круге: один конец деревянной заготовки закрепляли вместе с железным ободом в специальной выемке между упором и кругом, а за второй конец двое мастеров с силой жали руками. После того, как закрепленный конец немного сгибался, свободный конец закрепляли цепью или тросом с жердью и продолжали сгибать заготовку.

Конец заготовки окончательно догибали ручным воротом, а затем концы обода связывали лыком или проволокой и оставляли на круге на пол часа для остывания.
В этом процессе обычно участвовало 3 работника – двое гнули обод, а третий следил за правильным сгибанием заготовки на круге. За одну смену при определенной сноровке удавалось согнуть 40-45 ободов.

Готовые ободы сортировали и укладывали под навесом один на другой по 20 штук.
Затем обод обрабатывали рубанком для придания гладкости, а на вогнутой его стороне просверливали гнезда.

Изготовление ступицы

Ступица является центральной частью колеса, которая через спицы соединяется с ободом. По стандарту ее длина равна 280 мм, а диаметры 190 и 167 мм.
В старину ступицы обрабатывали в ножных самодельных токарных приспособлениях. Одной ногой рабочий качал маятник, и заготовка вращалась на скорости 30-40 оборотов в минуту. В качестве резца использовали длинное приспособление в виде лопатки, которое обрезало распаренное дерево.

Для ступиц использовали заготовки из твердых лиственных пород диаметром 20-25 см. Деревянные полена распиливали на отрезки по длине ступицы. Диаметр заготовки мог быть от 200 до 250 мм с шагом в 10 мм. Заготовки до 210 мм шли на ступицы диаметром 167 мм, а остальные размеры были для ступиц с диаметром 190 мм.

Предварительно ступицы обрабатывались топором, а потом их дорабатывали на токарных станках. Затем в центре в продольном направлении сверлили отверстие для оси повозки, а в утолщении посредине делали гнезда для спиц в количестве 10-11 штук для переднего колеса или 11-12 шт. для заднего колеса. Места гнезд размечали по шаблону.

Затем на ступицу надевали 4 металлических обруча: на утолщенные конец и на более тонкий.

Изготовление спиц

Делались спицы из твердой лиственной древесины. Заготовки пилили на чурбаки нужной длины, строгали или обтесывали топором. Заготовки спиц по стандартам имели размеры: толщину 45 мм, ширину 65 мм и длину 320, 360, 450 и 540 мм.
Спицы крепятся одной стороной в гнездах ступицы, а второй в ободе. Часть спицы, закрепляемая в ободе, называется застригом, а в ступице – всадом. Шипы спиц надо делать такими, чтобы их концы не доходили до до внешней поверхности обода на пару миллиметров, а до втулки ступицы на 12-13 мм. У всада спица должна быть толще, поскольку здесь возникают наибольшие усилия. Бесспорно, болезнь лучше предупредить, чем впоследствии лечить осложнения, вызванные заболеванием.

  1. Возле заделки в обод – не меньше 50 мм
  2. Возле заделки в ступицу – не меньше 55 мм
  3. Диаметр шипа в ободе – не менее 24 мм
  4. Толщина шипа в ступице – не меньше 17 мм
  5. Сечение по средней части на малой оси – не меньше 35 мм
Будет полезно:  Как делать ступеньки из дерева?

Размеры и форму спиц проверяли специальным шаблоном.

Сборка деревянного колеса

  • Сначала собирали репья (это названием ступицы с закрепленными спицами) и забивали спицы в гнезда ступицы
  • Затем размечали место зарезки верхнего шипа и длину спицы.
  • Каждую спицу обрезали до нужной длины и зарезали шип с помощью лучковой пилы.
  • Завершали работу насадкой обода на специальных верстаках — колеснях.

Он представлял собой стол с крышкой, в которой вырезано кругло отверстие с железной окантовкой.

Отверстие было соединено с продольным вырезом в крышке стола – туда вставляли несколько прокладок из дерева. Ступицу со спицами укладывали на это приспособление так, чтобы сама ступица находилась в круглом отверстии, а одна из спиц – над прорезью в крышке. Затем на репей накладывали обод, причем так, чтобы одно из его гнезд находилось напротив спины, расположенной над продольной прорезью в столе. Между прокладками забивали деревянные клинья и насаживали гнездо обода на шип спины.
Потом колесо поворачивали так, чтобы следующая спица оказывалась над прорезью и гнездо обода насаживали на ее шип.

Оковка деревянного колеса

Для большей крепости и надежности колеса, его внешнюю сторону обхватывали металлической полоской шириной 45-60 мм и толщиной 8-12 мм. Эту шину закрепляли на ободе в 3-4 местах болтами. Для того, чтобы обод не растрескивался, его боковые стороны спиц проклепывали – сверлили отверстие в ступице и забивали туда бронзовую или чугунную втулку.

Телега для цветов своими руками

Еще меньше века назад телеги были самым обычным элементом повседневной жизни. Сейчас в городе увидеть телегу – большая редкость и их копии стали использовать в качестве декоративного украшения. Так и у меня с женой возникла идея сделать небольшую телегу во двор, в которую можно было бы посадить цветы.

Так как телега должна была быть декоративной и ездить она будет максимум метров 10 в год, многие элементы телеги можно было упростить. Например я отказался от металлических бандажей (металлических лент для укрепления и фиксации) на обода и ступицы. Колеса и оглобли собираются только на влагостойкий клей, а в качестве материала использовал обрезки сосны, ели и лиственницы.

Чтобы цветы было проще сажать, а телегу легче убирать на зиму решили делать ее в виде кашпо со вставным пластиковым ящиком, правда обойдя все магазины подходящего ящика так и не нашлось, поэтому купили два ящика и решили установить их «паровозом» друг за другом. Дальше пришлось нарисовать эскиз будущей телеги, исходя из полученного размера ящика для того, чтобы вычислить нужные диаметры колес.

Колеса с 8 спицами и соответственно обод колеса состоит из 8 сегментов – «косяков». Сначала выточил из ореховой ветки ступицы. Орех – древесина плотная и красивая, но все ветки имеют в центре отверстие и не всегда при оцилиндровке оно будет в центре. Это надо учитывать при использовании данного материала. Найти центр в ступице удобно с помощью вот такого самодельного «искателя».

Спицы выточил из сосны. Их диаметр должен быть соизмерим с диаметром ступицы, чтобы они не мешали друг другу при сборке колеса. У меня они были 18 мм.

Самое сложное правильно рассчитать и точно отрезать сегменты обода колеса. Для этого предлагаю воспользоваться моими формулами. Все размеры даю в сантиметрах, мне так привычнее было считать.

Так как колесо изначально собирается как восьмиугольник, то все формулы используются как для правильного восьмиугольника.

Длина стороны восьмиугольника t=d/k, где d-диаметр вписанной окружности в обод, k-константа≈ 2,414213

D-диаметр колеса, h-толщина сегмента обода. d=D-h*2

Так как сегментов восемь, угол скоса сегмента = 360/8/2 = 22.5 градусов

Длина внешней части сегмента Т=t+h*tg(22.5)*2=t+h*0,414213*2

Для заднего колеса: диаметр D=48 см, толщина обода h=6 см.

Получается округленно t= 15 см и T=20 см.

Для переднего колеса: диаметр D=42 см, толщина обода h=5,5 см.

Получается округленно t= 12,9 см и T=17,5 см.

На самом деле можно обойтись и без математики, нарисовав колесо в натуральную величину и вымерить, но для меня так проще.

Главное при резке сегментов выдержать угол в 22.5 градусов. Даже незначительное отклонение при 16 резах может дать приличную ошибку.

При расчете сегментов убедитесь, что Ваша пила позволит отрезать под углом заданную толщину обода, иначе нужно его уменьшать.

После порезки сегментов сверлим в них глухие отверстия под спицы. Советую подобрать диаметр так, чтобы спицы входили плотно, но не забивались, иначе будет тяжело склеить ровное колесо. (Позже при сборке подобного колеса в моей самодельной катушке для шланга я делал спицы бочкообразными. Так проще их центровать и они плотнее садятся). Когда все вырезано, собираем сначала «на сухую» и нумеруем детали.

Собираем всё на клей, желательно густой, чтобы не очень быстро впитывался в древесину. Торцы сегментов обязательно мажем клеем с обоих сторон иначе пока все колесо станет на свои места, торцы могут впитать клей и высохнуть. Для усиления соединения я использовал шканты по одному на стык. Его устанавливать нужно ближе к внутренней части колеса, так как при обрезке по кругу срезается как раз место стыка больше всего.

Для стяжки колеса я использовал ременную стяжку для рамок, предварительно вынув вставки для углов. Можно использовать стяжки для багажника автомобиля. После высыхания клея обрисовываем окружность от центра ступицы и обрезаем по кругу. Если есть ленточная пила – проблем вообще не будет. Я обрезал на самодельном приспособлении для ручного лобзика . Она не дает уходить пилке и держит перпендикуляр.

После обрезки шлифуем стыки сегментов и неровности окружности. Колесо готово. Данную операцию придется повторить еще 3 раза. )))

Кузов телеги сделал из дюймовых еловых реек. Днище крепится на два бруска 50*50мм. Они же будут выполнять функцию крепления осей колес.

Изготовление деревянного колеса

Автор: Игорь Верников, опубликовано 02/03/2011

Еще статьи из раздела Ремесло и мастерская

Долгое время в нашей стране пострадавшей от многочисленных воин, не было и малейшего благополучия. Большинство населения жило за гранью бедности, и если в 20-30 годы в Европе и Америке по улицам городов рассекали сотни автомобилей. То в тоже время в России конь и телега были единственным средством для перевозок, для 90 процентов населения.

Изучая старую советскую литературу, шестидесятых годов, нет да и встретишь какую нибудь статью. О том, как правильно и важно делать качественные деревянные колеса.

В послевоенное время существовал даже ГОСТ 705—41 которым были установлены основные правила и размерные, советы, как сделать деревянное колесо.

Будет полезно:  Как заменить зеркало в шкафу купе?

Правила производства деревянных колес

ГОСТ, надо признать был жесткий, четко ограничивал следующие размеры: наружные (включая толщину шины) диаметры колес для одноконных повозок: передних 630 и 720 мм, задних — 900 мм; для пароконных: передних 900 мм и задних 1080 мм.

Деревянное колесо для телеги, предназначено было как правило для гужевых повозок. И состояло оно из обода цельногнутого, цельноободного (обод изготовлен из одного деревянного бруска). Или собранного из секций так называемые косяковые (колеса у которых обод состоит из нескольких частей — косяков). А также цельнодеревянных спиц и ступицы, с бронзовой втулкой, для ходимости.

Кроме того деревянное колесо для телеги гужевого транспорта, для придания прочности наши мастера, укрепляли своими руками металлическими поковками.

По всей стране колеса изготавливались в простейших колесных мастерских. Где трудилось как правило три четыре человека.

Процесс изготовления, деревянных колес состоит из следующих операций: подготовки заготовок и их обработки, сборки и оковки колеса.

Заготовкой для колеса, в московской губернии, как правило служил взрослый за 70 лет плотный клен. Дерево валили, затем нарезали на чурбаки длинной от 30 сантиметров до 2 метров. В таком виде заготовкам давали просохнуть, после кололи топором на косяки или разрезали двуручной пилой.

Гнутье обода деревянного колеса

Распаренные заготовки, для деревянных колес изгибали на круге. Делали это следующим образом. Один конец заготовки, закрепляли вместе с кругом железной шиной, в выемке между кругом и упором, на свободный конец двое рабочих нажимают с силой руками. Когда закрепленный конец несколько согнется свободный конец закрепляли тросом или цепью соединяли с жердью и продолжали гнуть.

Конец ободной заготовки окончательно изгибали при помощи ручного ворота. По окончании гнутия обода, деревянного колеса, концы обода связывали проволокой, или как раньше лыком. И оставляли обод вместе с шиной на круге, примерно на 30 минут для остывания.

Обод сгибали чаще всего в сторону сердцевины, значительно реже в сторону заболони.

На таком станке работали трое рабочих: двое гнули за­готовки, один следит за правильным изгибанием ее на круге. За смену вырабатывали с большим трудом 40 — 45 ободьев.

Изготовленный ободья деревянного колеса, сортировали и укладывали под навесом на подкладках по 20 шт. один на другой (запахом в разные стороны) или в штабели.

Обод прострагивали рубанком с четырех сторон для придания ему гладкости и правильной формы поперечного сечения. На вогнутой стороне его (матке), просверливали ручным коловоротом гнезда, концы запаха обрезали.

Обработка ступицы

Каждое деревянное колесо для телеги имело ступицу. Ступица это — центральная часть колеса, соединяющаяся посредством спиц с ободом. Длина ее 280 мм, диаметр 167 и 190 мм как показано на чертеже ниже.

Обрабатывали ступицы в ножных самодельных токарных станках. Происходило это весьма эффектно: одной ногой рабочий ремесленник постоянно качать маятник, в это время, заготовка вращалась со скоростью 30 – 40 оборотов в минуту. А резцом, служило длинное приспособление в форме лопатки, которое, обрезало разваренное дерево, будущей ступицы деревянного колеса.

Изготавливали ступицы, из кряжей твердых лиственных пород диаметром 20—26 см. Кряжи распиливают на отрезки длиной, равной длине ступицы. Диаметр заготовок от 200 до 250 мм с градацией через 10 мм. Заготовки диаметром 200 и 210 мм предназначались для ступиц диаметром 167 мм, остальные — для ступиц диаметром 190 мм. Заготовки сначала грубо отесывали топором, затем окончательно обрабатывали на токарных станках.

После обточки ступицы, в центре по продольной оси просверливали отверстие, для надевания на ось повозки. А в средней, утолщенной, части долбили по окружности гнезда для спиц: 10—11 шт. для переднего колеса, 11—12 шт. для заднего. Гнезда предварительно намечали циркулем или при помощи металлического шаблона с отверстиями.

После этого, на ступицу деревянного колеса, насаживали четыре металлических обруча (кольца): один на утолщенный конец, другой на более тонкий.

Обработка спиц

Спицы закрепляли одним концом в гнездах ступицы, другим — в гнездах обода. Конец спицы, укрепленный в ступице, называют всадом, конец, укрепленный в ободе, — застригом (круглый шип). Шипы спиц изготовляли такой длины, чтобы концы их не доходили до втулки ступицы на 12—13 мм, а в ободе — до его внешней поверхности (подшинной части) на 2—3 мм.

При работе колеса, наибольшие усилия возникают в части спицы, расположенной у ступицы, поэтому у всада спицу делают толще.

Нормальные размеры спицы: ширина у места заделки в ступицу — не менее 55 мм, у места заделки в обод — не менее 50 мм, толщина шипа, заделываемого в ступицу, не менее 17 мм, диаметр шипа, заделываемого в обод, — не менее 24 мм, сечение в средней части по малой оси — не менее 35 мм.

Изготовляли спицы, из твердых лиственных пород, путем раскалывания или распиливания кряжей. Пиленые заготовки строгали, колотые сначала обтесывали топором, затем строгали. Размеры и формы спиц проверяли по шаблону.

Заготовки для спиц деревянного колеса, одноконных и пароконных повозок имеют следующие размеры: длина 320, 360, 450 и 540 мм, толщина 45 мм, ширина 65 мм.

Деревянное колесо сборка

Первой операцией при сборке колеса, является сборка репья, забивка спиц в гнезда ступицы (репьем называется ступица с закрепленными в ней спицами). После сборки репья, размечают длину спицы и место зарезки верхнего круглого шипа. Каждой спице, торцовкой придают нужную длину, затем зарезают шип лучковой пилой.

Последней операцией является насадка обода, которая в мастерских производилась в особых верстаках – колеснях как на следующем чертеже.

Колесня представляет собой стол, в крышке которого вырезано круглое отверстие, окованное полосовым железом. Отверстие сообщается с продольной прорезью, вырезанной в крышке стола, в которую вставляется несколько деревянных прокладок. Репей укладывают в колесню таким образом, чтобы ступица находилась в круглом отверстии крышки стола, а одна из спиц была расположена над продольной прорезью. На репей накладывают обод, одно из гнезд которого должно находиться против спины, расположенной над прорезью стола. Забивая между прокладками деревянные клинья, насаживали гнездо обода на шип спины.

Закончив эту операцию, репей с ободом поворачивали до момента, когда следующая спица окажется над прорезью крышки стола, насаживают гнездо обода на ее шип и. т. д.

Оковка деревянного колеса

Внешнюю сторону колеса обхватывали металлической шиной толщиной 8—12 мм и шириной 45—60 мм, затем скрепляли с ободом болтами в трех-четырех местах, а на стыках его накладывали железные обоймы.

Чтобы обод не растрескивался и не срабатывался, боковые щеки его с обеих сторон спиц проклепывают. В просверленное в ступице отверстие забивали чугунную или бронзовую втулку.

Ссылка на основную публикацию